Краевое государственное автономное учреждение "Краевой дворец молодежи"
Кто мы Кто тут Что нового Проекты Фотокарточки Контакты Архив
Мнение недели
Краевой Дворец Молодежи
Люди, считающие деньги способными всё сделать,
сами способны всё сделать за деньги.

П. Буаст

Молодежная политика – будет ли будущее? Экспертная сессия в рамках круглого стола «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала»

Среда, 9 октября 2013 г.

Экспертное сообщество собралось в стенах одной из самых престижных интеллектуальных площадок России – Центре социально-консервативной политики для обсуждения вопросов и задач, стоящих перед молодежной политикой в России. Поводом для дискуссии послужил рабочий вариант доклада «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала», который готовится специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
 

Участники круглого стола: Сергей Белоконев - руководитель Федерального агентства по делам молодежи, Роман Пырма - советник руководителя ФА по делам молодежи, Юрий Сапрыкин – заместитель руководителя ФА по делам молодежи, Сергей Гиль – начальник управления образования и инноваций Центросоюза РФ, Марина Глухова – профессор Московского городского университета управления, Владимир Журко – ректор института международных социально-гуманитарных связей, Татьяна Клячко – директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, Анатолий Козлов – заведующий кафедрой социологии молодежи и молодежной политики Санкт-Петербургского госуниверситета, Александр Люхтер – почетный работник сферы молодежной политики. Дмитрий Мякинин – почетный работки сферы молодежной политики, Владимир Нечаев - ректор МГГУ им. М.А, Шолохова, Александр Огнев – проректор МГГУ им. Шолохова, Елена Полушкина – замдиректора образовательного портала «Экономика, социология и менеджмент» НИУ ВШЭ, Владимир Родачин – директор Центра программ профобучения государственных и муниципальных служащих МГУУ, Тамара Ростовская – профессор МГГУ им. Шолохова, Наталья Смакотина – завкафедрой МГУ Ломоносова, Владимир Смирнов – проректор Костромской государственной сельхоз академии, Алексей Чадаев – руководитель Аналитического Центра «Московский регион», Сергей Чуев – директор ФГБУ Роспатриотцентр, Владимир Шаповалов – директор Института политики права и социального развития МГГУ им Шолохова.

 
Документ посвящен анализу и прогнозу состояния молодежи, как социального слоя, несущего на себе одну из самых важных составляющих системы государствообразования - связь поколений и обеспечение развития России. Доклад станет фундаментальной основой для разработки основных элементов Стратегии государственной молодежной политики до 2025 года, которая готовится в Федеральном агентстве по делам молодежи. Стратегия должна стать базовым документом для целой череды системообразующих нормативных документов, которые обрисуют рамки сферы молодежной политики и определят вектор ее развития. Сформирует представление о способности отвечать на прогнозируемые и непредвиденные вызовы, с которыми будет сталкиваться новое поколение, родившееся в годы современной постсоветской России. 
 
Факт. Численность молодежи (14-30 лет) сократиться на 10 млн. человек, с 35,2 млн. человек (2012 г.) численность молодежи сокращается до 25,6 млн. человек (2025 г.), или на 27,3%. К 2025 г. в России произойдет резкое сокращение численности молодежи в самых продуктивных ее возрастах: 23–30 лет. При этом речь идет как о трудовой деятельности молодежи после завершения формального образования, так и о воспроизводстве населения – резкое сокращение численности молодежи в детородном возрасте ставит вопрос о социальном и экономическом развитии Российской Федерации уже за пределами 2050 г. В возрастах 23 30 лет сокращение численности молодежи составит от 36,1% (30 лет) до 50% (25 лет), а по остальным возрастам будет превосходить 40 45%. * 
 
Важным разделом в докладе является статистический факт демографического кризиса в России начала XXI века. В связи с тем, что в период 90-х и начало 2000 годов, рождаемость в России падала параллельно с высокой смертностью и наблюдалась катастрофическая убыль населения нашей страны. Необходимо не только отметить, но и подчеркнуть, что вызовы, стоящие перед будущим поколением, обусловлены не только опасностями и рисками внутренней среды, но и, безусловно, внешней. Конкурентоспособность России по отношению к таким государствам как США, Китай, арабский мир в части соотношения численности населения и территории, которую занимают государства, дающие наибольший прирост численности людей на Земле складывается далеко не в нашу пользу. Многочисленные доклады крупных международных аналитических центров, рисуют будущее России как депрессивно-стагнационное состояние, на фоне уменьшающейся численности населения. За демографическими изменениями молодое поколение ждет и этно-конфессиональное изменение. На России лежит ответственность за геополитическое пространство Евразии, которое может быть подкреплено экономическими успехами, актуальностью и инновационной составляющей экономики, уровнем жизни каждого конкретного человека. 
 
Именно о каждом конкретном человеке в своем выступлении на заседании клуба «Валдай» говорил президент России Владимир Путин: «У нас больше нет не только права, но и возможности бросать в топку развития миллионы людей. Нужно беречь каждого. Именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков». 
 
По пути вычленения проблем и формирования почвы для предложений и решений, которые войдут в костяк Стратеги государственной молодежной политики до 2025 года, обсуждали эксперты в ходе Круглого стола «Молодежная политика – проекции будущего». Вел заседания Сергей Белоконев, руководитель Федерального агентства по делам молодежи, державший дискуссию в русле обсуждения рамок и границ сферы молодежной политики и проблем, стоящих пред отраслью. 
 
Руководитель рабочей группы по разработке Стратегии Роман Пырма в ходе обсуждения сформировал ряд тезисов, они - в ближайшие время станут темами для обсуждения Стратегии в широких кругах общественности, среди самой молодежи. 
 
При анализе современного состояния молодежной политики, авторы доклада сконцентрировались на мнении о том, что из задействованных в той уровней реализации молодежной политики, есть две зоны, где необходимо качественно поменять тенденции и подходы. Это федеральный уровень – требующий, по мнению подавляющего большинства собравшихся экспертов совершенно нового нормативно-правового регулирования, включающего в себя профильный закон о молодежной политике, стратегию, федеральную целевую программу, и иные возможности для создания предельно простых и прозрачных правил государственного регулирования в сфере с расстановкой качественных приоритетов. 
 
Факт. В период проведения Года молодежи в России в 2009 году, разработчиками аналитического доклада к заседанию Государственного совета при Президенте РФ, был представлен комплекс мер по совершенствованию молодежной политики. Одним поручений по итогам госсовета было поручение разработать федеральный закон «Об основах молодежной политики в РФ», а также разработать федеральную целевую программу «Молодежь России». В настоящий 2013 год таких нормативных документов нет. Это приводит к перекосам в понимании отрасли и к её дискриминации, в том числе в части направления необходимых объемов финансовых ресурсов. ** 
 
В рамках обсуждения эксперты сошлись во мнении, что новая стратегия необходима, так как существующие акты в сфере ГМП уже давно стратегически устарели. Документ должен не столько отталкиваться от того, что было, а искать «ключи» к тому, что будет. Правильно просчитанные риски и обоснованность ресурсов необходимых для достижения конкретных результатов молодежной политики будущего – создание конкурентноспособного молодого человека имеющего доступ к возможностям самореализации, форсированной социализации и формирования всех положительных компетенций гражданина не только через государственные и общественные институты, но и через один из самых важных институтов скрепляющих государство – институт семьи. 
 
Эксперты выделили три основных столпа, на которых должна строиться молодежная политика будущего: нормативная обеспеченность (Федеральный закон, государственная программа), кадровая обеспеченность отрасли специалистами и инфраструктура отрасли (объекты досуга, быта самообразования молодежи). Каждый из них будет нести свои смыслы в части построения эффективной системы формирования условий для того, чтобы каждый молодой человек мог получать доступ к ресурсам и возможностям и был в состоянии, на основании форсированной социализации принимать взвешенные управленческие решения в сфере конкурентоспособности России в глобальном рынке и глобальной ценностно-мировоззренческой среде. 
 
Пути, которые предлагают к обсуждению эксперты лежат, в том числе и через необходимость ряда структурных изменений. К примеру, в докладе отражен факт необходимости задействовать огромный потенциал молодежной политики находящийся на муниципальном уровне. Однако, в действующем Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления» № 131-ФЗ за муниципалитетами закреплено проведение мероприятий по работе с молодежью. В то же время за столь расплывчатой формулировкой не стоит стимулирующих мер для муниципалитета заниматься данными вопросами в полную меру, а ресурсы, которые на это закладываются, зачастую, зависят от личного мнения каждого конкретного главы. Глава поселения или района принимает решение о том, будет ли в его муниципальном образовании программа по работе с молодежью, какие разделы она будет включать. И главное, из-за отсутствия федеральных нормативных стандартов сферы молодежной политики, работа с молодым поколением, по сути, монополизирована муниципалитетами, а ресурсов и достаточных правовых условий для её эффективной реализации у них нет. Здесь создаваемая инфраструктура отрасли должна способствовать появлению и росту числа клубов по месту жительства, где молодежь не только может проводить свой досуг, но и приобретать некие важные навыки, в том числе по выстраиванию коммуникаций и привлечению ресурсов. 
 
Необходимость расширения трактовки норм регулирующих молодежную политику на муниципальном уровне объективна и востребована. Изменения в данной сфере, и это легко прогнозировать, потребуют качественно нового подхода к тем источникам доходов, которыми распоряжается муниципалитет. 
 
Серьезной проработки, по мнению участников экспертной сессии, вызывает необходимость минимизации издержек форсированной социализации и повышения уровня компетенции и навыков среди молодежи. Резонно встает вопрос о том, как подготовить человека способного и креативного, но оставить его в России, а не предложить на экспорт. 
 
Факт. По данным социологических исследований в среднем около 63% молодежи в возрасте от 14 до 30 лет считают себя патриотами. При этом в ответе на вопрос «чем вы готовы пожертвовать ради Родины?», с вариантом «жизнью» согласны менее 4 % респондентов. При ответе на вопрос «хотели бы вы уехать за границу?», порядка 1/3 респондентов отвечает положительно, причем утвердительный ответ повышается с уровнем образованности и среди жителей крупных городов.*** 
 
Это значит, что основные усилия молодежной политики, образования, культуры и иных сфер должны быть сфокусированы на формирование у нового поколения системы ценностей лояльности государству и чувства патриотизма. Данная идея должна, по мнению экспертов, стать красной линией всех работы с молодежью на федеральном, региональном, местном уровне. Поэтому документ будет содержать не только задачи для отрасли работы с молодежью, но и станет основой для качественного межведомственного взаимодействия всех органов власти, а также общественных институтов и сообществ. 
 
Важность обсуждаемого вопроса обусловлена необходимостью оперативного и качественного обновления всех принципиальных направлений при разработке государственной программы в сфере молодежной политики. Эксперты сформулировали важный тезис о том, что без структурных изменений в ближайшее время, возможно, шанс спроектировать и создать национальное будущее России уйдет навсегда. 
 
В завершении заседания дискуссионного клуба было решено собраться в более расширенном составе, в середине октября уже для обсуждения рабочей версии «Стратегии государственной молодежной политики до 2025 года». 
 
 * - Доклад «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала», М. 2013г. 
** - Молодежная политика России на современном этапе (материалы госсовета) М. 2009г. 
*** - Социологический портрет молодежи РнД 2012г.

 


Проголосовать за статью:
twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com yandex.ru
 





 
Организация работы
с молодежью
Спас экстрим Поддержка ННО

Краевой дворец молодежи
Наши права защищены конституцией
Наш адрес:
Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Юрина 204в
Телефон: 8 (3852) 559-468, 559-570; e-mail: info@altaikdm.ru
  Яндекс.Метрика
Контакт!